Пинхол
2010 - 2012
Пинхол (pinhole - отверстие, проделанное булавкой) — это самодельная фотокамера без линз, в которой нет ничего лишнего, только необходимые элементы для получения фотографии: светочувствительная пленка на катушках, темное пространство и отверстие, через которое проходит свет.
Принцип, по которому получается проекция изображения, называется Camera Obscura (темная комната): в темном пространстве с небольшим отверстием, через которое проходит свет, появляется перевернутая проекция вида, который находится снаружи на свету. Этот оптический принцип заметили еще в древности и именно благодаря ему впоследствии появилась фотография и кинематограф.
Принцип темной комнаты:
Можно самостоятельно проверить, как это работает, если в солнечный день плотно закрыть все окна в помещении черной пленкой и на пленке в центральном окне проделать отверстие диаметром примерно в 2 сантиметра, через которое будет поступать свет и создавать перевернутую проекцию вида из окна. Более подробные инструкции можно найти в сети.
Когда мы сделали так с друзьями в квартире на Мещере с видом на Волгу, мы ощутили чудо столкновения с древней технологией, словно мы оказались на первом в мире кинопоказе братьев Люмьер, при этом нас поразило, что проекция была не черно-белой, а цветной. На нашем потолке открылся портал в мир антиподов, через который мы видели перевернутый двор, где двигались крохотные машинки и фигурки людей.
Используя принцип Camera Obscura, можно создавать самодельные камеры из самых разных предметов и материалов, в сети есть много инструкций. Чаще всего я снимала на сборно-разборную камеру из спичечного коробка, обмотанного изолентой, и картонную оранжевую камеру фотографа Саши Черного, которая больше всего была похожа на фотоаппарат в привычном понимании и даже устанавливалась на небольшой штатив.

В качестве эксперимента я попробовала снимать на Дусю, камеру из катушки для пленки, и Эрл Грей, камеру из упаковки для чая, раскрашенную в виде английской телефонной будки. Из-за того, что пленка в них была свернута и располагалась на всех стенках, там получались самые невероятные искажения пространства.
Уникальные эффекты пинхол-камер:
То, что эта камера делается из таких дешевых подручных средств, позволяет обращаться с ней смелее, чем с дорогой навороченной фототехникой, например, можно снимать из лужи или сугроба.
Так как в пинхоле нет объектива и четкой границы между кадрами, то снимки выходят размытыми и искаженными, с засветами и прочими пленочными артефактами, нередко появляется мультиэкспозиция и кадры наслаиваются друг на друга.

Из-за длинных выдержек лучше всего на пинхол получается снимать статичные объекты, например, найденные натюрморты или архитектуру, и тогда рождаются образы города из сна или размытого в памяти детства.
Портреты же выглядят очень условными, потому что чаще всего лица стерты, а иногда люди и вовсе становятся полупрозрачными призраками.
Пинхол – пленочная камера без видоискателя, поэтому им всегда снимаешь интуитивно и на удачу, будучи готовым к самым неожиданным поворотам. Поэтому мне кажется, что все эти снимки рождены в соавторстве с городом и духом места. Каждый кадр, сделанный на спичечный коробок, это чудо, которое не перестает удивлять.
В 2011 году я снимала на пинхол Англию
В 2012 году в кафе Буфет у нас с художником Константином Ремизовым прошла персональная выставка Hypnopolis, город из сна, где были представлены мои фотографии на пинхол и его графика.
Видеорепортаж ННТВ с выставки, посвященной пинхолу, в Русском музее фотографии в 2011 году
THEDUKDU@GMAIL.COM
Если у вас есть вопросы
или обратная связь, напишите мне
Made on
Tilda